7 марта 2017 г.

Забытая катастрофа АН-10А

Есть такое убеждение, что если ставить памятники всем погибшим людям, то земля скоро превратится в большое кладбище. Считаю что это убеждение не имеет ничего общего с эмоциональной потребностью в общении с близкими которых уже нет с нами. И нет ничего плохого в том что-бы увековечить память тех, кто мог бы ещё очень долго жить, но в силу обстоятельств теперь существует лишь в памяти тех кому был дорог. Говорят что человек живёт столько сколько о нём помнят. Мне бы хотелось что бы мой небольшой рассказ продлил жизнь тех кого забрала страшная авиакатастрофа 1972 года.


Памятный знак на месте крушения АН-10А


GPS-навигатор показывает точное прибытие к месту назначения. Местность действительно представляет из себя заросли более молодых деревьев, нежели в остальном лесу. По имеющейся у нас информации, памятный знак жертвам катастрофы находится в стороне от дороги. Продвигаясь за Буцефалом замечаю неподалёку нехарактерные для такой местности каменные глыбы, но не тороплюсь их исследовать. Выехав на небольшую поляну, глушим мотор и я внимательно изучаю показания навигатора. Да, мы на месте. Нужно вернуться немного назад, как раз в направлении замеченных мной каменных глыб. При ближайшем рассмотрении оказывается что каменные останки и есть всё что сохранилось от памятника.

 
По нашим данным памятник установили 2002 году, на тридцатую годовщину трагедии. Я много раз встречал в сети его фотографию. Обычная гробница с памятной табличкой. Из такого материала делали памятники на могилы и моих родных. Я очень хорошо знаком со свойствами этого материала. Приходит время, и каменный монумент разрушается. Так и произошло здесь. Каменная крошка рассыпалась под влиянием окружающей среды. Устояла лишь металлическая труба, выполнявшая роль арматуры. Со стороны могло показаться что это вовсе не памятный знак погибшим, в просто кучка камней, не известно откуда взявшихся посреди леса. Мы посчитали нужным попытаться придать этим небольшим руинам вид хоть как-то напоминающий силуэт памятного знака. А по большому счёту, было бы очень не плохо этот монумент восстановить. Всё таки здесь погибли люди.


 

Катастрофа АН-10А под Харьковом


Что же произошло в тот роковой день 18 мая 1972 года в небе под Харьковом? Почему один из самых популярных и признанных в то время самолётов неожиданно упал на землю? В Википедии на на эту тему указано следующее:

В 10:39 EET рейс 1491 вылетел из аэропорта Внуково. Полёт проходил при благоприятных метеоусловиях (ясная погода). В 11:44 на подлёте к аэропорту Харькова экипаж подтвердил диспетчеру полученное указание на снижение до высоты 1500 метров в район 3-го разворота, посадочный курс 263°, и это был последний сеанс связи с самолётом. В 11:53 метка самолёта исчезла с экрана радара.
Во время снижения с высоты 4500 до 1500 метров на высоте 1700 метров лайнер рассыпался на части и рухнул на землю. Обломки самолёта были обнаружены в 24 километрах от аэропорта Харькова, в районе между сёлами Борщевая и Русская Лозовая Дергачёвского района Харьковской области. Все 122 человека (115 пассажиров и 7 членов экипажа), погибли.


Тот самый борт 11215


Вот что пишет один из участников расследования катастрофы, начальник лаборатории Всесоюзного института авиационных материалов И.Н. Фридляндер:

"В пятницу, 19 мая, в час дня... позвонил министр П.В. Дементьев: "Под Харьковом разбился Ан-10, надо туда вылететь. На сборы полчаса. Возьмите кого надо из сотрудников". Дополнительное ЦУ от министра: продвигать версию взрыва: звонить по ВЧ (правительственная телефонная связь исключала подслушивание) из харьковского авиазавода, ни в коем случае из аэропорта. ЦУ понятны. Взрыв - это по линии госбезопасности, а не МАП; не звонить из аэропорта, чтобы разговор не слышали работники ГА - наши оппоненты. "

Иосиф Наумович - участник множества подобных комиссий - не случайно акцентирует внимание на указании министра представить случившееся как результат взрыва на борту лайнера. Такая версия позволила бы снять все обвинения с авиапромышленности и ее руководителя, который как раз готовился к получению второй звезды Героя Соцтруда. Однако уже первые часы работы на месте падения обломков Ан-10 дали четкие основания утверждать, что никакого взрыва не было, а самолет разрушился сам. Вновь обратимся к воспоминаниям И.Н. Фридляндера:

"Подходим к левому крылу, оно горело, но уже на земле из-за разлившегося керосина. Кругом обгоревшая земля, на которой лежит груда черного металла. Мы бродим между обломками, приглядываемся к ним. Вот обломки нижней панели крыла, которая в полете растянута и поэтому является наиболее уязвимым местом конструкции. Здесь же находится кусок центроплана, торчат обломки стрингеров, как обломанные ребра скелета какого-нибудь динозавра. Изломы измазаны и почернели... Ко мне подходит И. П. Жегина, специалист по изломам, показывает куски стрингеров. Насколько могла, она их обчистила, стали видны усталостные трещины... Позднее находим еще пять стрингеров, и у всех трещины в виде усталостных площадок..."

Официальную причину катастрофы можно охарактеризовать как "Усталость металла, недостатки в конструкции". Я далеко не эксперт в авиационной промышленности, и не могу высказывать личные предположения о причине трагедии. Кто-то всегда хочет любой ценой избежать ответственности. А кто-то любой ценой хочет найти ответственных и наказать их. Но какая бы ни была кара, погибших людей уже не вернёшь. Я считаю что причины катастрофы в первую очередь нужно искать для того что бы избежать подобных аварий в будущем, а уже потом наказывать виновных. Тем более, что я больше чем уверен, вина эта не намеренная.

Ознакомившись с доступной информацией по катастрофе АН-10А под Харьковом, лично я пришёл к выводу что официальные причины катастрофы действительно верны - это усталость металла и разрушение планера. Но, на этот счёт есть небольшие детали, на которые многие не обращают или не хотят обращать внимание.

...было доказано, что непосредственно перед гибелью харьковский самолет обладал достаточным запасом прочности, чтобы не развалиться при нормальных условиях полета. Значит, в момент катастрофы борт СССР-11215 подвергся перегрузке, превысившей максимально допустимую эксплуатационную. В итоге Заключение комиссии по расследованию происшествия было дополнено констатацией, что разбившийся Ан-10А подвергся воздействию большой перегрузки, возникшей из-за неблагоприятного сочетания атмосферной болтанки и управляемого маневра.

Повторюсь, я не эксперт, и не буду высказывать сенсационных заявлений. Но по отзывам некоторых участников портала Харьков-форум относительно этой трагедии, один из участников ветки обсуждения катастрофы утверждал что борт 11215 при заходе на посадку не смог выпустить шасси, и ему пришлось его "вытряхивать" путём совершения характерного "управляемого манёвра". Если это действительно так, то причина катастрофы будет выглядеть несколько иначе. Справедливости ради, хочу заметить, что этот же пользователь утверждал что деревья в месте аварии были красными от крови погибших, что согласитесь, никак не может соответствовать действительности.



Лично у меня, на счёт аварии АН-10А есть только один вопрос. Что это за такой посадочный курс 263°? Что он из себя представляет. Я очень хорошо знаю направления взлёта и посадки самолётов харьковского аэропорта. И если верить силуэту самолёта, обозначенному на Викимапии, то борт 11215 шёл не на гражданский аэропорт Основа, а как раз на ХАЗ. Что заставило пилотов принять такое решение, и имели ли место быть эти события лично мне остаётся только догадываться. В любом случае, факт наличия усталостных трещин в самолётах АН-10А был выявлен. Сам Олег Антонов довольно самокритично отзывался о конструкции самолёта. Но по результатам расследования причин катастрофы выяснилось, что на момент разработки самолёта, советская наука не обладала технологиями, позволявшими смоделировать разрушения металлических конструкций в следствие их интенсивной эксплуатации. Всё самолёты АН-10 было решено списать. Наверное это было правильное решение, которое позволило сохранить ещё очень много жизней. Жаль что для этого нужно было произойти такой страшной аварии.

Самолёт АН-10А


Очень подробно история советского авиалайнера описана на сайте http://aviator.guru в первой и второй частях. От себя могу добавить, что самолёт АН-10 был довольно красивой моделью. Первый экземпляр вообще имел характерную раскраску и надпись Украина!

      
АН-10А являлся рекордсменом по количеству перевезённых пассажиров. Этому повлияли много различных факторов, один из которых способность применения самолёта на провинциальных аэропортах, там где нет взлётно-посадочных полос с твёрдым покрытием. Колоссальные перегрузки во время взлётов и посадок делали своё дело. Конструкция центроплана начинала терять свою прочность, что во многих случаях и являлось причиной катастрофы.

   
 Но тогда на это никто не обращал внимания. Самолёт любили как лётчики так и пассажиры, даже не смотря на самый высокий среди самолётов Аэрофлота уровень шума, который составлял 122 ДБ. Это сравнимо с тяжёлым дальномагистральным ТУ-114 с его огромными соосными винтами.



АН-10 действительно был самолётом трудягой. Кто знает, сколько бы ещё он смог трудиться, если бы не решение о списании всего парка самолётов? Многие специалисты утверждают что АН-10А вполне мог подвергнуться доработкам и исправлению дефекта центроплана, но министерство авиапромышленности приняло решение отказаться от этой модели. В последствии, все самолёты разместили в разных городах Советского Союза, сделав из них детские кинотеатры, тиры, салоны игровых автоматов. Такой же самолёт когда стоял и в Харькове, в парке 50-летия СССР, ныне парк Зустрич.

  
Очень хорошо помню этот самолёт. В детстве родители часто гуляли со мной в том парке, и я иногда имел возможность подняться на борт что бы поиграть на расположенных в салоне игровых автоматах.


В бурные 90-е самолёт из парка исчез. О его судьбе мне ничего не известно, но догадываюсь что с ним ничего хорошего не произошло. Вероятнее всего он был тупо порезан на металл.

 

Виктор Чистяков - забытая легенда советской эпохи



О катастрофе АН-10 под Харьковом я узнал от родителей ещё в раннем детстве. И я хорошо запомнил, что в этой аварии погиб какой-то известный артист. Уже через много лет, когда интернет прочно вошёл в нашу жизнь, я узнал что артиста звали Виктор Чистяков. Отыскав на YouTube его живые выступления, я просто поразился уникальнейшим голосовым способностям этого невероятно талантливого и обожаемого в те времена человека. Его вокальные данные позволяли имитировать голоса самых известных на тот момент певцов и певиц. Сама Клавдия Шульженко не могла понять почему она слышит свой голос в громкоговорителе который поёт совершенно не знакомый ей текст. Я не очень люблю жанр пародии. Но после просмотра документального фильма о Викторе Чистякове, я понял что после его ухода, так работать в этом жанре больше не сможет никто. И как не стараются разные пародисты показать свой талант, это всё равно остаётся жалкой пародией. Пародия же Чистякова - это было искусство бросающее вызов оригиналу. Искренне жаль что жизнь этого замечательного артиста оборвалась так рано.

   

 

Финиш в Русских Тишках

Дальнейшее продвижение к выходу из леса оказалось совсем не скучным. На дороге по которой мы ехали оказалось несколько довольно интересных мест. Но опять использовать ручную лебёдку нам не довелось. Перестраховавшись и протоптав основные подозрительные лужи, мы пустили Буцефала в атаку, из которой он вышел безоговорочным победителем.



Наше путешествие подошло к концу. Хоть цель наших поисков и была достигнута, увиденное не могло сильно нас обрадовать. Разрушенный памятник и общие впечатления от атмосферы на месте катастрофы, хоть и произошедшей целых 45 лет назад, оставили не самые лучшие впечатления. Нам остаётся лишь догадываться какой ужас пришлось пережить жертвам аварии, ликвидаторам её последствий и родственникам погибших. Хочется верить, что дальнейшее развитие авиационных технологий позволит значительно повысить безопасность полётов и избежать подобных трагедий в будущем.


Спасибо что дочитали этот рассказ до конца!


Лучшая благодарность автору — репост!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваше мнение?

Популярные сообщения