Полтавский музей дальней авиации [Отчёт]

Отправляясь в эту поездку, я был твёрдо убеждён что нас ожидает посещение заброшенного аэродрома, на котором чудом сохранились образцы выдающихся советских бомбардировщиков. Принимая во внимание нынешнее состояние нашей авиации, я был готов ко всему. Мысленно прокручивал в голове сценарий для будущих видеороликов и отчёта, пытался запомнить важные моменты для съёмки. Но главной задачей для себя обозначил во что бы то ни стало попасть на борт "Медведя" Ту-95 МС и "Белого лебедя" Ту-160. Остальное на тот момент было вторично. Однако всё оказалось далеко не так мрачно как ожидалось.


Первые экспозиции


Вход в музей теперь находится недалеко от КПП военной части. Это натолкнуло на мысль что  объектом кто-то занимается, и возможно здесь в скором времени появятся все условия для настоящих экскурсий. Лично я готовился к пешему походу через заросли кустарника, напролом к стоянке самолётов. Во всяком случае именно так описывали свои приключения те немногие блогеры, отчёты которых мне довелось найти в сети.

На входе нас встретил экскурсовод - Мартыненко Анатолий Алексеевич. К услугам посетителей оказывается здесь предлагают несколько экскурсий. Кроме стоянки самолётов здесь можно посетить ещё несколько новых экспозиций, и музей "под крышей".  В помещение нам почему-то идти не захотелось, поэтому мы согласились к основной программе добавить экскурсию по новым экспозициям. Не зря же мы сюда из соседней области приехали?


У самого входа расположен памятный знак в честь меценатов. Первая финансовая поддержка музея была осуществлена в декабре 2008 года. С того времени изменения можно рассмотреть, как говорится невооружённым взглядом.


Первый экспонат заслуживающий внимание - вертолёт Ми-2. Один из массовых советских вертолётов. В моём далёком детстве их часто можно было наблюдать над небом Харькова. Последний раз в действии довелось увидеть эту машину на авиа-шоу в Коротиче. Был приятно удивлён существованием небольшой пилотажной группы из двух машин.


Вертолёт открыт для посещения. Я конечно же воспользовался возможностью и взобрался на борт.



Интересно, конечно. Ещё интереснее было бы полетать. Может и доведётся как нибудь, кто знает...


Далее расположена аллея героев Советского Союза, бюсты которых чудом уцелели. По словам Анатолия Алексеевича, их нашли в каком-то подвале одной из военных частей.


Неподалёку расположена артиллерия. Не знаю что за пушки. Но выглядят убедительно.



Это небольшая часовня, в память о погибших лётчиках служивших на этом аэродроме. Здесь экипажи Ту-4, Ту-16, Ту-22, вертолётчики. Все аварии произошли по разным причинам. Много ли здесь фамилий? Я бы сказал, что для военного времени мало. А для мирного - очень много. Но не нужно забывать, что от части, благодаря этим лётчикам, мы так долго жили именно под мирным небом.


Напротив часовни находится сам музей дальней авиации. В помещении расположились несколько залов определённой тематики. Уже на обратном пути, Анатолий Алексеевич завёл нас внутрь  и показал несколько залов. Место действительно интересное и уникальное. В следующий раз обязательно посетим в полном объёме.

Стоянка самолётов


Но нам уже не терпится увидеть тяжёлые стратегические бомбардировщики. До стоянки самолётов нужно идти пешком. Весь путь проходит по территории действующей военной части. Обстановка к сожалению не вызывает восхищения. Очень многие объекты находятся в плохом состоянии. А часть территории непосредственно перед аэродромом и вовсе в плачевном состоянии. Дорогу к стоянке самолётов кое как расчистили от зарослей кустарников, поэтому теперь здесь можно хоть как-то ходить.

И вот, уже из-за верхушек деревьев, я замечаю могучие хвосты боевых самолётов. Ещё совсем чуть-чуть, и перед моими глазами открывается картина, уникальность и величие которой осознать могут лишь такие фанатики как я или Медведь. Вот мы вышли на бетонку и я замер. Слева от меня стоял "Белый лебедь" Ту-160. Справа Ту-22М3. Чуть далее Ту-22 КД и "Медведь" Ту-95 МС. Поверить в происходящее удалось не сразу.


Наш экскурсовод что-то рассказывал в этот момент, но я уже ничего не слышал. Мне хотелось побыть одному. Не знаю, откуда у меня эта тяга к самолётам. Может с детства, когда отец возил меня на авиа-шоу в Чугуев. Там я впервые в жизни увидел рассекреченный новейший истребитель Су-27. И не просто на бетонке! А в небе, выполняющим фигуры высшего пилотажа! Этот гром двигателей, от которого дрожала земля я не забуду никогда.

Кукурузник АН-2


От воспоминаний детства меня отвлёк Анатолий Алексеевич, который любезно пригласил нас направиться к первому экспонату запланированной экскурсии, легендарному "кукурузнику" АН-2. Тяжёлые бомбардировщики были отложены под занавес. Да и правильно. Иначе остальные самолёты уже не вызывали бы такого интереса.


Самолёт оказался в очень привлекательном состоянии. Не знаю, способен ли он подняться в воздух. Но выглядит очень достойно. Может быть решусь в следующем году полетать на таком в Коротиче. На день авиации такую услугу можно заказать за определённую плату.



Взобравшись за штурвал самолёта, Медведь тут-же поведал нам историю, как он, будучи в раннем детском возрасте, летал на Ан-2. Что пилоты даже разрешили ему зайти в кабину. И что женщина борт-проводник замучилась убирать за ним, так как тошнило его совсем не по детски.

Ту-16


Далее нас ждал учебно-боевой Ту-134 УБЛ. Но в этот момент на его борту бесновались малолетние посетители. Поэтому мы отправились к бомбардировщику Ту-16.


На базе этого самолёта КБ Туполева был разработан первый в мире рективный пассажирский авиалайнер Ту-104. Крыло расположили под увеличенным в диаметре фюзеляжем, что позволило закончить разработку самолёта в кротчайшие сроки.


Производили первые Ту-104 как раз на Харьковском авиазаводе. Ну а представленный Ту-16 можно увидеть в фильме "Случай в квадрате 36-80"

Пока я рассматривал "младшего брата" дальней бомбардировочной авиации, для осмотра освободился Ту-134.

Ту-134 УБЛ


Не ожидая каких либо особенных эмоций от посещения учебного самолёта я поднялся на борт. Салон оказался полностью пустым. Не смотря на это, я с большим любопытством обследовал всё пространство самолёта. В хвосте располагалось небольшое багажное отделение с различными "авиационными" предупреждающими табличками. Спереди, возле самой кабины пилотов, судя по всему, было установлено рабочее место штурмана. Здесь уже я не удержался и уселся на место пилота.



 А из окна взгляд притягивали "Медведь" и "Белый лебедь". Вход в эти самолёты осуществляется через отдельную оплату. Но нас конечно же это никак не могло остановить.

Американский след


Тут же неподалёку расположен ещё один памятный знак - героям, которые погибли на аэродроме Полтава во время операции Френтик. Мало кто знает, но в начале 1944 года, Советское командование предоставило силам союзников аэродромы под Полтавой, Миргородом и Пирятиным для базирования тяжёлых бомбардировщиков B-17 и B-24.


Да, да! В Полтаве базировалось более сотни американских летающих крепостей! Выполняя бомбардировки немецких промышленных центров, они летали по маршруту Англия, Италия, Полтава, после чего снова возвращались назад на туманный Альбион.


В ночь на 22 июня 1944 года немецкие бомбардировщики совершили массированный налёт на полтавский аэродром, в результате которого 43 американских самолёта было уничтожено. На памятнике нанесены 28 фамилий. Американцев двое, остальные наши.


СУ-15 - неприметный агрессор


А это знаменитый советский истребитель-перехватчик Су-15. В своё время именно эти самолёты участвовали в инцидентах с южно-корейскими Боингами, нарушившими воздушные границы СССР. В 1973 году один Боинг был принудительно посажен после пуска и попадания одной из ракет в крыло. Тогда погибло 2 пассажира, остальным удалось спастись исключительно высочайшему мастерству пилотов, сумевших посадить повреждённый лайнер ночью, на лёд замёрзшего озера.

Во втором случае всё оказалось гораздо печальнее. 1 сентября 1983 года в небе над Сахалином, Су-15 сбил гражданский авиалайнер Боинг 747, который следовал по маршруту Нью-Йорк—Анкоридж—Сеул. В результате катастрофы погибли 23 члена экипажа и 246 пассажиров. По официальной версии СССР - Боинг сбит в результате нарушения воздушного пространства. Однако, наравне с этим, существует ещё множество альтернативных мнений, от намеренного изменения курса с целью "высвечивания" новейших систем ПВО, до полномасштабной американской операции в результате которой был сбит не один а целых девять самолётов разведчиков. Где правда а где вымысел, мы можем лишь догадываться.

И ещё один неприятный факт о СУ-15. По мнению известного космонавта Алексея Леонова, именно опасный манёвр СУ-15 послужил причиной катастрофы самолёта Юрия Гагарина. Вот такие дела. 


Ту-95 МС "Медведь"


И вот пришло время подняться на борт Медведя Ту-95 МС - яркого представителя времён холодной войны. Очень сильное впечатление осталось от винтов турбовинтовых двигателей. Вблизи они кажутся просто огромными. Остаётся только догадываться, какой гул стоит от  хотя бы одного работающего мотора.


Самолёт был разработан в далёком 1952 году, на вооружение поступил в 1955-м. Основной задачей для бомбардировщика являлась доставка ядерного заряда на территорию США. Конструкция самолёта получилась настолько удачной, что Ту-95 в различных модификациях находился на вооружении СССР вплоть до 90-х годов.


Теперь такие самолёты после глубокой модернизации успешно эксплуатируются на территории России. У нас же не осталось ничего. Это последняя машина в Украине.

Вообще, не хочется портить свой отчёт рассуждениями о тотальном уничтожении украинской дальней авиации. Иначе придётся далеко уйти от темы. Особенно если вспомнить о том сколько всего было разрушено за годы нашей независимости. Я, как человек, изо всех сил пытающийся что-то создать своими руками, талантом, интеллектом, творчеством, могу лишь восхищаться достижениями советских конструкторов, которые смогли создать подобный самолёт. Сколько было затрачено сил и средств для того что бы эта машина поднялась в воздух. Конечно, об этом не думали те кто пускал их под пресс или гильотину. Ломать - не строить. Ломать мы умеем очень хорошо... 

И вот мы поднялись на борт. Эмоции просто переполняли. У меня разбегались глаза от различных приборов, переключателей, индикаторов, приспособлений. Вся электроника в то время не имела ничего общего с современными компьютерами. Работа радистов, штурманов, не говоря уже о пилотах, представляла из себя выполнение сложнейших задач. Одна, даже несущественная на первый взгляд ошибка, могла привести к катастрофическим последствиям.



Мне бы очень хотелось провести здесь больше времени. Жаль что Анатолий Алексеевич, сопровождавший нас, не был лётчиком. Я бы с удовольствием пораспрашивал бы его о назначении хотя бы некоторых приборов и устройств. А так, пришлось по пещерному дёргать за рычаги, тумлеры, нажимать кнопочки. Вообще, наравне с восторгом, на душе было очень грустно от понимания того что ты находишься в "мёртвом" самолёте. И что второй жизни ему уже не получить никогда.

Ту-22


В Ту-22М3 и Ту-22 КД кабины закрыты. Да и времени на их посещение у нас уже не оставалось. После "Медведя", очень хотелось посетить Ту-160.


Именно на Ту-22М3 Кузьмич катал свою корову во всем известном фильме.


Самолёты эти не менее интересны чем их старшие братья. И судьба у них такая же. На вооружении ВВС Украины Ту-22М3 находились до 2003 года. С 2002 по 2006 год на авиабазах в Николаеве, Полтаве, Прилуках и Белой Церкви было уничтожено 60 Ту-22М (17 Ту-22М2 и 43 Ту-22М3) Вдумайтесь! Шестьдесят самолётов!


Белый лебедь Ту-160


И вот мы стоим под самым носом Ту-160. Я пересмотрел много документальных фильмов об этом самолёте. Но никогда не мог подумать что смогу увидеть его в живую. Это действительно что то невероятное. Самолёт производит просто незабываемые впечатления.


Плавность линий, белый цвет, огромный размах крыльев, внушительных размеров двигатели. Всё говорит об уникальности бомбардировщика. При всём своём грозном назначении - эта машина невероятно красива!


Первое что бросилось в глаза, после того как мы поднялись на борт - это скромные размеры кабины и внутреннего пространства. С маленьким рюкзаком на плечах, я едва мог развернуться в узком проходе, ведущему к кабине пилотов. Здесь значительно теснее чем в Ту-95.



Усевшись в кресло лётчика, я с удивлением обнаружил что совершенно ничего не вижу через смотровое стекло кабины. И до педалей ноги как-то совсем не уверенно дотягивались. Но уже через несколько дней, YouTube подкинул мне очередной фильм о Ту-160, и мне всё стало ясно. В этом самолёте достаточно секретов. И различные положения кресел пилотов лишь самая малая часть из них.

А вообще, наш небольшой видеоролик и отчёт совсем не в состоянии рассказать об этом выдающемся самолёте. Очень рекомендую к просмотру фильм, снятый профессионалами на действующей военной базе в городе Энгельс.



Но это всё в России. У нас не осталось ничего. Можно долго спорить о том, что дальняя авиация Украине не нужна, что мы мирная страна, что не собираемся ни на кого нападать. Это всё так. Но уничтожить лучшие в мире стратегические бомбардировщики, аналогов которым до сих пор никто не придумал - решение, мягко говоря, не дальновидное.

А американцы очень боятся этих самолётов. Наш экскурсовод даже рассказал нам занимательную историю о том, что как-то раз, кому-то в голову пришла идея зажечь свет в кабине Ту-160. Не смотря на то что наш самолёт давно уже не в рабочем состоянии, американские спутники продолжают пристально за ним наблюдать. И огни в его кабине подняли настоящий переполох в соответствующих учреждениях. Уже через несколько дней на КПП авиабазы появились журналисты, и ответственным лицам приходилось давать разъяснения, относительно этого инцидента.

Жаль, очень жаль судьбу тех машин, которые беспощадно уничтожили под натиском американских властей. Из девятнадцати доставшихся в наследство от СССР Ту-160, 10 были утилизированы. Говорят, лётчиков заставляли смотреть на весь процесс.

Но восемь самолётов удалось спасти. Не нам. В счёт долгов за потреблённый газ, восемь бомбардировщиков отошли России. Теперь они несут боевую службу в городе Энгельс. Хорошо ли это? У меня лучше не спрашивать. Этот вопрос надо адресовать тогдашнему руководству нашей страны. Но ответа всё равно никто не даст. Уже давно пора бы к этому привыкнуть.



Настало время покинуть последнюю стоянку стратегических бомбардировщиков. Даже не знаю, как в этой обстановке можно было бы закончить фразу "Хочется верить"...

Хочется верить, что мы никогда не увидим Белых лебедей в нашем небе с открытыми бомболюками...
Хочется верить, что последний экземпляр Ту-160 в Украине, не будет продан на металл
Хочется верить, что Полтавский музей тяжёлой бомбардировочной авиации найдёт и сохранит как своих самых верных приверженцев, так и новые экспонаты.
Хочется верить в благоразумие Украинцев...

P.S.


От себя лично хочу поблагодарить нашего гида Мартыненко Анатолия Алексеевича за интересный и содержательный рассказ. В следующий раз обязательно посетим и экспозицию в здании музея. Эта экскурсия оставила самые яркие впечатления. Если Вы любите самолёты, обязательно посетите это место. Вы останетесь очень довольны!


Лучшая благодарность автору — репост!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваше мнение?

Топ-5 публикаций за последние 30 дней